Односельчане.ru

Точное время .возникновения села не имеется. Название села связано с месторасположением, между двух рек образовалась напо­добие хвоста «магъ». Место поселе­ния предки выбирали очень обду­манно: ближе к воде, безопасное от набегов, с удобными пахотными и сенокосными угодиями, пастбищами для скота и ближе к лесу. С целью экономии полезных площадей, дома строили в непригодных для обработ­ки участках земли. Легенда гласит, что в местечке «Цеберок1ониб» рас­полагалось большое село под названием «Хах1аб росу». Хотя жители упорно защищали свое село, противопоставляя 300 джигитов на
белых конях, против захватчиков из больших ханств Хунзахских или Кумухских, село разрушили и разграбили до осно­вания, часть жителей переселилась в местечко Магар, а часть ушла в другие места.
В основном, в селении мирно живут равноценные по со­словию 7 тухумов и овершают взаимные браки: «БакIатIилал», «Мугерилал», «Сапарчилал», «Мах1илг1умарилал», «Галъг1алилал», «Ч1ир [килал», «Х1ухьучилал».

В селение было 2 мечети, одна из которой сохранилась до сих пор, а на месте другой стоит дом Ибрагимова Магоме­да. Первыми дибирами были Усбанил Курамухамад из Магара и Халит из Кучраба. Для их содержания, как и в дугих се­лах, выделяли пахотный участок. Кроме того, выделяли еще участок для приобретения всех необходимых вещей для ме­чети. Одним из лучших алимов тех времен считался Мирзабегил Хажи. Он обучил более 40 мутаалимов у себя дома, за обучение они ему платили по 1 барану. Его считали яснови­дящим, он предсказывал будущее.
В селение находился цех по изготовлению пушечных ядер из камней для Шамилевских мюридов. В селения была яма глубиной 12 метров для наказания провинившихся сель­чан.
Предание: у Каснмил Абдулы была дочка вдова, мужа убили на войне. По обычаю свободных женщин в селе не ос­тавляли без мужа, с целью увеличения рождаемости для службы в армии. Вдову хотели выдать за одного ценебца, она отказалась исполнить волю отца, обычай джамаата и ее по­садили в эту яму на 16 суток.
У Магарцев были следующие адаты, которые сохрани­лись и в наши дни: прошение дождя у Всевышнего; праздник первой борозды; Ураза-байрам; Курбан байрам; сватание не­весты; свадьба; проводы ребят в армию; встреча первого дня весны большим костром; «гвагьибай» - помоги по различ­ным видам работ и др.
Впервые в 1927'году в Магаре организован сельсовет, куда входили следующие селения: Магар, Чуниб, Содаб, Це­неб, Шугинуб, Карануб, Муутль, Хецуб, Багинуб, Кучраб, Хурух. В 1935 году из этих сел организовали три сельсовета: Магар, Чуниб, Хурух-Магарский сельсовет; Ценеб, Шугинуб, Карануб, Муккутль, Хецуб, Кульзеб - Ценебский сельсовет; Багинуб, Кучраб - Кучрабский сельсовет.
В 1944 году жителей сел Шугинуб, Карануб, Кульзеб переселили в Чеченскую республику.
В 1951 году пошла волна укрупнения колхозов и сель­ских советов, в результате чего Магар стал центром 7 сосед­них сел. Председателями с/с работали: Магомедова Калимат-Хурух; Абдулаев Абдула и Химелов Гусейн, Абдулмеджидов Магомед, Ярбилов Паридалав, Иса Магомедов, Гороч ИсмаилМагар; Гитинов Ти^амагомед, Салихов Халил, Малаалиев Омар - Ценеб; Магомедов Ахмед, Сагитов Магомед, Сулаев
Идрис, Адухов Абдурахман - Муккутль; Магомедов Патаали - Чуниб.

В 1927 году в Магаре открыли школу по ликвидации не­грамотности жителей села в доме А. Гаджимагомедовой. За­ведовал школой Магомед Чуталов из Согратля. Первые уче­ники: Шамилов М., Нуцалов Ж., Рамазанов М.- Шарип, Муртазалиев Магомедрасул, Рамазанов Цахилов, Юсупов Амагаджи, обучение проходило по арабскому алфавиту.
В 1930 году объявили всеобщее объязательное началь­ное образование, мальчики и девочки, достигшие 10-летнего восраста, должны были обучаться в школе. Учителями рабо­тали Дамадаев М. - Магар, и Абдула из Ценеба.

В 1935 году в селение открыли начальную школу, стала функционировать пионерская организация. А в 1941-42 году открылась семилетняя школа, директором школы был Алиев

Абдулкадир из нашего селения. В 1961-62 году - 8-летняя школа - директор Ярбилов Паридалав, который работал в те­чение 18 лет. В 1977 году открылась средняя школа - дирек­тором работал Химелов Гусейн. С 1996 года директором школы работает Муртазалиев Омар, и школа носит имя про­фессора Магомедова Абдулы Абдулаевича, выпускника этой школы.
Выпускники Магарской школы занимают достойное ме­сто в жизни села, района и республики: 4 профессора, 7 кан­дидатов наук, 5 заслуженных учителя РД, 3 заслуженных мастера спорта, 9 мастеров спорта , 8 учеников школы полу­чили серебряные медали. Недавно ряды ученых пополнил за­мечательный наш земляк Идрис Нурмагомедов, ставший кан­дидатом исторических наук. В вузах учатся 21 студентов по различным специальностям.
В настоящее время на территории Магарской с/администрации функционирует: 1 средняя школа, 5 началь­ных школ, 4 культурных учреждения, магазины в каждом се­лении, отделение связи, медицинские пункты, 1 ясли-сад, 5 обелисков погибшим Великой Отечественной войне. В селе­ние Магар в 2005 г. - 115 хозяйств, 25 домов новостройки, три источника воды и хороший сад.
В Великой Отечественной войне приняли участие 45 магарцев, из которых 27 человек не вернулись, а в некоторые семьи не вернулись по два сына: Алиев Тагир и Абдула, Умаханов Гусейн и Жахбар, Абдурахманов Закари и Абдурахман, Муртазалиев Магомедрасул и Исмаил, Абдулаев Худайтбег и Чеэрав, Гасанов Курамагомед и Курамагомед.
Многие магарцы вернулись с заслуженными наградами и офицескими званиями: Магомедшарип - майор, Чухав -майор, Магомедрасул - капитан, Жабраил - капитан, Пух -ст. лейтенант, Тагир - ст. лейтенант, Паридалав - ст. лейте­нант, Басир - старшина, Абдула - воен. фельдшер. Некоторые земляки продолжили военную службу после войны: Жабраил - 7 лет, Умаев Ибрагим - 6 лет. Чухалов Шахбан - участник Дагестанского конного эскадрона под командованием Кара Караева дошел до Берлина. 9 мая вместе с зурначом из Чоха он барабанил у рейхстага, и под аварскую музыку они пляса­ли советские солдаты -победители. Случалось и такое: семья Алиевых К. дважды получили извещение о гибели Корогли, а он умудрился целым и невредимым вернуться домой спустя два месяца после окончания войны, прожил 80 лет и умер в
селение.
Как и всем советским людям и магарцам пришлось пе­режить многое во время войны. Они своим трудом помогали фронту: из 62 кг чистого серебра собранных из Чародинского района 32 кг из Мукратля, 150 пар теплых носков и перчаток, 100 кг. - сущенное мясо, 100 кг. - масло. 42. - посылки с по­дарками отправили магарцы в помощь фронтовикам. Нурмагомедова Меседо отдала 2 серебрянных браслета. Магарские женщины принимали участие на трудовом фронте, строили оборонительные сооружения, копали окопы. Многие болели и умирали на этих тяжелых работах. К тем, которым посчаст­ливилось вернуться живыми относятся: Магомедова Ханзада, Магомедова Суайбат, Багадурова Айшат, Идрисова Айшат, Нуриева Муъминат, Абдулмеджидова Муъминат, Юсупова Патимат, Тагибова Разнят, Басирова Хадижа, Муртазалиева
Сабигат.
Магар богат своими высокопрофессиональными масте­рами по дереву, камню, железу и т. д., к ним относятся: куз­нец - Муртазалиев Мамагаджи; мастер по дереву и рогам -Абдулхаликов Магомед; мастера по шубам Али и Короглил Муса; мастер по теплым одеялам Хавалова Патимат; знаме­нитый зурнач Магомедов Тельман (Даламаг1а); заслуженный работник медицины, специалист лекарственных растений Шахбанов Юсуп и наконец, знаменитый мастер надмогиль­ных памятников Нурмагомедов Магомед.
Послевоенные годы коллективное хозяйство Магара на­бирает обороты и постепенно выходит на передовые позиции района.

С 1951 года председателем колхоза работал Садулаев Ибрагим. Под его руководством в колхозе сделано очень многое. Люди работали самоотверженно. К наиболее отли­чившимся, относятся доярки: Омарова Патимат, награжден­ная Орденом Трудового Красного знамени, Печетным знаком ЦК ВЛКСМ и другими наградами, ее фотография на ВДНХ; Хайбулаева Патимат - награждена многими наградами и ди­пломами, Багадурова Айшат-Орденом Трудового Красного знамени и другие награды.
Не отставали от доярок и чабаны: Газимагомедов Омарасхаб -- Орденом Трудового Красного знамени и многие другие награды, отец девяти детей; Абдулаев Ахмед - награ­жденный многими орденами и медалями. Гаджиева Патимат и Нурова Муъминат - передовики производства, награждены различными наградами и многие другие магарцы работали самоотверженно и внесли свой вклад в развитии обществен­ного хозяйства.
В 1970 годы колхоз имел 21800 овец, 650 голов крупно­го рогатого скота. Колхозники за трудодни получали свое­временно оплату: сыр, мясо, масло, мед, яблоки, груши и т. д.
Хозяйство созданное таким титаническим трудом труженниками села за короткий срок разрушили до основания, разворовали, разграбили и ловко прикарманили новые «дель­цы». Сейчас в колхозе осталось 3700 голов овец и 60 голов крупнорогатого скота.
Однако в селение еще остались мужественные, нравст­венно чистые горцы и молодое поколение с богатыми тради­циями и светлыми желаниями на счастливое будущее.

5 комментариев (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
Dag Karatinski пишет:
03.11.2015

Жители Чародинского района являются карахцы. Карахцы - один из коренных народностей Дагестана, которые искусственно включены в состав хунзахцев (аварцев). Начиная с 16-17 веков хунзахские ханы вели экспансивную политику по отношении к нашим народам. Постепенно притесняя наши коренные языки (каратинский, ахвахский, карахский, анцухский, гидатлинский, арчинский, цезский, андийский, андалальский, батлухский, капучинский, чамалалский, ботлихский, салатавский, хваршинский, бугулалский и тд), хунзахские ханы насаждали нам свой хунзахский язык (так называемый современный литературный аварский язык). Мы не рабы! Мы не хунзахцы! У нас есть свои языки и свои корни!

18.12.2016

Мы аварцы и гордимся этим!!! Быть каратинцем , ахвахцем, гидатлинцем, карахцем и т.д. нам никто не запрещает, что ни село, то у него свой диалект, свои какие-то обычаи, нравы и т.д. Может это не относится к Даг Каратинскому, но хочу сказать послеперестроечная политика в основном антиаварская, которая была направлена на разделение аварцев, ослабление их влияния на руководство Дагестана, подхватили многие представители аварских общин, которые хотели показать себя, свое лидерство, тем самым разделяя братский народ. Каждое село теперь будем называть нацией со своим президентом?.. Кстати, Чародинцы это не только карахцы (точнее къаралал)- там еще три вольных общества: Тлейсерух (Кьесер), Муккратль (Муккракь) и Рисор (РисгIор). Но мы не разделяем себя, называемся Чародинцами, далее Аварцами и далее Дагестанцами. Никто нас рабами не называют и при чем тут хунзахцы!? Аварцы великая нация, богатой исторической прошлой!!! Этот провокационный комментарий, так называемого каратинца, в чем я сомневаюсь, распространен везде. Прошу не поддаваться провокациям!

12.10.2014

сайт нашей школы http://magar.dagschool.com

09.01.2013

Селение Карануб относится к Гилибскому сельсовету, автор скорее всего имел в виду с. Карада, хутор между Кульзебом и Щугинуб, правда селом тоже его вряд ли назовешь, больше 2-х, 3-х хозяйств там никогда не было.

27.11.2010

магар сила!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Если у вас есть какая-то неопубликованная статья по этой теме, пожалуйста, свяжитесь с нами
Добавление фотографий доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить фото
Добавление статей доступно только зарегистрированным пользователям
Добавить статью
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru