Односельчане.ru

Народное искусство Дагестана - часть национальной культуры

Поделиться:

Разнообразие культур многонационального Дагестана представляет собой огромное богатство Страны гор. Каждый народ со своими оригинальными обычаями, традициями и языком не только украшает нашу республику, но и обогащает историю и культуру России.

Народы Дагестана создали свою самобытную культуру во всех сферах, производства и быта. Они исстари удивляли предметами искусства, отличающимися изяществом и красотой форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Дагестанцы всегда бережно относились к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, ювелирное искусство, керамика, резьба по дереву и камню.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой как бы большой разноцветный букет, красота которого сразу исчезнет, если из него убрать хоть один цветок. В системе ценностей культуры народное и декоративно-прикладное искусство Дагестана занимают одно из центральных мест, так как произведения народных мастеров отражают веками сложившиеся художественные традиции и опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. В создании материальной культуры горцев были задействованы различные виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву, камню и т.д.

Художественные произведения народных мастеров отличаются многообразием форм и богатством орнаментальных композиций с ярко выраженными стилистическими и национальными чертами искусства народов Дагестана. Произведения народного искусства имеют материальную и духовную ценности.

Рассматривая произведения народного искусства как основополагающий материал для изучения в системе образования, мы исходили из богатства и многообразия ее видов, выразительности языка, эстетических достоинств, что позволило нам определить условно четыре блока в изучении народного искусства Дагестана в системе образования.

Итак, первый блок - художественное ткачество, вязание и вышивка (ковры: ворсовые, безворсовые, войлочные; джурабы, топраки, чувалы и т.д.).

Второй - художественная обработка металла (медночеканное, ювелирное искусство, филигрань, эмаль, ковка).

Третий - художественная керамика (гончарное искусство традиционных центров: Кала, Испик, Балхар, Сулевкент, Джули).

Четвертый - художественная обработка дерева и камня (унцукульская насечка дерева металлом, резьба по дереву и камню, бытовая утварь).

Ручное ковроткачество - это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории республики нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры лезгинских и табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане складывалось на протяжении многих веков. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи.

По свидетельству историков, в XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя - марены. Развитие женских художественных ремесел, связанных с ковровым производством, получило распространение на всей территории Дагестана. Этому также способствовало и наличие сырья, и избыток свободных рук. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди лезгин, табасаранцев, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане.

Итак, среди лезгин ковроткачество было распространено в селениях Кюринского и Самурского округов: Ахты, Микрах, Магарамкент, Имамкуликент, Курах, Кабир, Касумкент, Ашага-Стал, Орта-Стал, Юхари-Стал, Куг, Чиликар, Куркент и др. Известными центрами ворсового и безворсового ковроткачества табасаранцев являются селения Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля и др. Ворсовые и особенно безворсовые ковры производились и в селениях горной Аварии: Хунзах, Тлярата, Кутлаб, Батлаич, Цада, Харахи, Карата, Гергебиль, Гоцатль и др. В даргинских селениях в основном производились войлочные изделия и шерстяные полосатые паласы. Это селения Леваши, Гасанкент, Верхние Мулебки и др. В кумыкских селениях Буглен, Верхнее и Нижнее Казанище наиболее развито было производство войлочных ковров "арбабаш". Узорчатые шерстяные паласы, двусторонние паласы "дум" также вырабатывались кумыкскими мастерицами в селениях Каякент, Гели, Дур гели, Параул. В лакских селениях Балхар, Кумух, Кули особенно были развиты узорчатые гладкие паласы. В районах Южного и горного Дагестана также было распространено изготовление малых ковровых изделий. Это хурджины, наседельники, переметные сумы "топраки" и оригинальные вязаные чулки и обувь.

Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.
Первая, самая большая группа - ворсовые ковры. Очень важно также определить внутреннее различие этих ковров по их орнаментальным и колористическим признакам. Оригинальны и не похожи друг на друга такие композиции, как "Сафар", "Ахты", "Микрах", "Патнуси", "Будулай фурар", "Дербент", "Гасан-Кала", "Табасаран", "Ерси", "Хив", "Рутул", "Тлярата" и др. Каждый из этих типов ворсовых композиций строится на художественных особенностях определенных орнаментальных мотивов и соответствующей цветовой гаммы.

В Южном Дагестане сосредоточены основные центры ворсового ковроделия, в традиционных мотивах которых мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда и т.д. Все эти узоры - многообразный мир символов - язык коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства, настроения.

Вторую группу составляют безворсовые ковры - это великолепные лезгинские гладкие ковры "сумахи", аварские "давагины", кумыкские "думы", табасаранские и лакские "паласы" и многочисленные ковровые изделия небольших размеров: хурджины, чувалы, ленты для кувшинов.

Прекрасными образцами безворсовых ковров мастериц Южного Дагестана являются гладкие односторонние ковры - "сумахи". Особенность этих ковровых изделий - довольно большой размер, широкое использование в быту, в основном для покрытия пола, так как сумах мягок из-за подковрового слоя длинных шерстяных ниток, которые образуются благодаря технике плетения.

В третью группу дагестанских ковров входят войлочные ковры. Их изготовлением в основном занимались аварцы, лакцы, даргинцы, кумыки и ногайцы. Кроме узорных войлоков вваленной техники, широко известны прорезные узорные войлоки "арбабаш". Они изготовляются из нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: черный, белый, красный, серый, синий. Войлок накладывается один на другой, и по заранее намеченному орнаменту вырезается узор. Затем вырезанные узоры вшиваются в войлок другого цвета, и в конечном счете получается несколько арбабашей с одинаковым рисунком, но разные по цвету. Шов между узорами закрывается белой тесьмой.

В художественном и эстетическом воспитании учащихся особое место занимает другой вид традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана - художественная обработка металла, непревзойденным центром которого является аул мастеров - Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельствам исследователей и результатам археологических раскопок установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век IV-III тыс. до н.э. Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане. Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.

В середине I тыс. до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.

Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов. На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.

Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды. В основном ассортимент этих изделий составляли большие водоносные кувшины-водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, а также большие медные подносы с крупным растительным орнаментом.

Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла. В первую очередь в производстве и декоративной отделке холодного и огнестрельного оружия: кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которые славились высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения. Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбыт не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.

Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Так, еще в конце XIX - начале XX в. легендарную славу обрели кубачинские мастера: Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках; эмальеры Бахмуд и Абдулла Тупчиевы; граверы Магомед Чамсудинов, Абдулла Капалаев и другие. Все они являются выдающимися мастерами кубачинского искусства, создателями местной художественной культуры. Рассказы об их мастерстве, как легенды, доходят до нового поколения, способствуя дальнейшему развитию сложившихся национальных художественных традиций.

Действительно, в XX в. кубачинское ювелирное искусство развивалось и дошло до нас благодаря народным традициям, преемственности поколений. "Если раньше по кубачинским традициям дети обучались ремеслу с раннего возраста своими родителями дома, то в настоящее время навыки ремесла прививаются детям в школе", - пишет знаменитый мастер Расул Алиханов.

Ассортимент ювелирных изделий кубачинских мастеров на протяжении многих лет был самым разнообразным. Большую группу составляли различные женские украшения (свадебные пояса, серьги, височные кольца и т.д.). В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения изделия. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа "мархарай", но заключенный в светлый контур каждый элемент, в свою очередь, подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке. Среди серебряных браслетов преобладали витые браслеты в форме стилизованного зооморфного мотива. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.

Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения. Являясь неотъемлемым атрибутом женского свадебного наряда, эти изделия отличались своей высокой художественностью, разнообразием форм и моделей.

Для украшения мужского костюма мастера также изготовляли пояса и газыри, которые украшались не только чернью и глубокой гравировкой, но и позолотой, золотой и серебряной насечкой.
Уникальные произведения кубачинского ювелирного искусства, слава которых давно шагнула за пределы своего аула, сегодня являются гордостью многих музеев нашей республики и всего мира.

В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли такие мастера, как заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Р. Алиханов, А. Абдурахманов, Г. Кишев, Г.-Б. Магомедов и Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо-Осетинской АССР М. Кулиев и многие другие.

Гоцатль - один из традиционных центров художественной обработки металла, где мастера изготовляют ювелирные изделия из серебра, меди и мельхиора. В процессе труда гоцатлинские мастера, как и кубачинские, выполняют различные операции: плавку, ковку, слесарное дело, гравировку, чернение, шлифовку и полировку. Отличается работа гоцатлинских мастеров своим орнаментом. В аварском орнаменте мастера в основном придерживаются исполнения нескольких мотивов, например, "жураб-накъиш", который представляет собой набор декоративных цветов, листьев, расположенных в строгой последовательности по поверхности изделия. Также часто мастера пользуются и другими мотивами орнамента, такими как "кахаб-накъиш" и "череб-накъиш". Для декорирования женских украшений мастера используют симметричный узор "дамган".

Одним из наиболее древних и традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является гончарное производство. По свидетельству ученых-исследователей, начало этого производства в Дагестане относится к концу эпохи неолита - V тыс. лет до н.э. Разнообразная глиняная посуда, которую изготовляли горцы еще в древние времена, кроме утилитарных функций, имела в какой-то степени и художественно-эстетические оттенки.

Лезгинские аулы Кала и Испик по праву можно назвать в числе древних центров производства росписной поливной керамики.

Традиционными центрами гончарного производства Дагестана также являются селения Сулевкент и Джули, где изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров. Многие образцы керамических изделий сохранились в музеях и домашних коллекциях.

Дальнейшее развитие приема кистевой росписи испикских и сулевкентских мастеров в украшении глиняной посуды получило в неполивной художественной керамике лакского аула Балхар, который в настоящее время является единственным действующим центром традиционного гончарного промысла в Дагестане. Уникальные изделия лакских мастериц сегодня можно встретить в музеях республики и разных стран мира, а также в коллекциях городских жителей и в интерьерах общественных зданий, школах, детских садах.

Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка дерева, к которому относится и унцукульская насечка.

Истоки промысла, по преданию горцев, уходят в сравнительно недавнее прошлое (XVII - XVIII вв.), когда в высокогорном аварском ауле Унцукуль сложился своеобразный промысел по художественной обработке дерева. По своей уникальности он относится к

наиболее ярким видам декоративно-прикладного искусства Дагестана. Унцукульские мастера разработали такие способы обработки дерева, как насечка металлом (мельхиор, медь, серебро), с помощью которого и создается узор на изделиях различной формы.

В разные годы традиционным ремеслом занимались лучшие мастера: М. Кебедов, Анчил Магомед, Мартал Магомед, Г. Гереев, М. Ибрагимов, Г. Таймасханов, И. Абдулаев, М.-А. Газимагомедов, Г. Газимагомедов и др.

Унцукульское искусство имеет древний орнамент, насчитывающий около тридцати основных видов.

Таким образом, народное искусство Дагестана на протяжении многих веков выработало богатые своеобразные художественные традиции, которые и ныне лежат в основе таких видов декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, художественная обработка металла, гончарное производство, художественная обработка дерева и др. Они являются прекрасным примером сохранения и продолжения вековых традиций народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана, оказывающих определенное влияние на удовлетворение художественно-эстетических потребностей, доставляющих людям радость от общения с прекрасным.

Однако в заключение следует отметить, что сегодня существует проблема как сохранения народных художественных промыслов, так и приобщения подрастающего поколения к национальной художественной культуре.

Во-первых, народное искусство Дагестана с конца 60-х годов прошлого века изучалось в общеобразовательных школах, расположенных в центрах народных художественных промыслов, что имело положительные результаты в профессиональной подготовке школьников. При этом, с одной стороны, изучение народного искусства в системе образования и воспитания подрастающего поколения способствовало освоению детьми народных художественных ремесел, их творческому развитию и эстетическому воспитанию, а с другой -помогало сохранению веками сложившихся народных художественных традиций. Более того, многие девушки и юноши - выпускники этих школ - шли работать на ковровые фабрики, художественные комбинаты и мастерские, а некоторые продолжали учебу в средних специальных и высших учебных заведениях по избранному профилю. Как известно, в этих школах осуществлялось профессиональное обучение школьников на уроках трудового обучения по пяти направлениям: основы кубачинского искусства, художественная керамика, унцукульская насечка, основы ручного ковроткачества, резьба по дереву и камню.

Уникален в этом отношении опыт заслуженного деятеля прикладного искусства ДАССР Г.-Б.О. Изабакарова, преподавателя основ кубачинского искусства, который впервые разработал специализированную программу по художественной обработке металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) для 1-10 классов. Он же подготовил и учебное пособие "Основы кубачинского искусства", дважды переиздававшееся.

При этом в ряде школ - Кубачинской, Микрахской, Унцукульской, Балхарской и др. - работа проводилась на профессиональном уровне, о чем свидетельствуют участие школьников на республиканских, всероссийских выставках и полученные ими дипломы, грамоты и медали за достижения.

Во-вторых, приходится констатировать, что сегодня, к сожалению, утеряны важные позиции профессиональной подготовки школьников в системе образования на основе изучения национальных художественных традиций локальных школ по месту их расположения. Конечно же, все это случилось по ряду объективных и субъективных причин, среди которых можно назвать разрушение инфраструктуры художественных комбинатов, ковровых фабрик, цехов, мастерских, с одной стороны, и резкое ухудшение материально-технической и учебно-методической базы в школах - с другой.
Но в то же время мы считаем, что очень важно и крайне необходимо рассматривать данную проблему возрождения профессионального образования детей как с позиций современного состояния и развития образования, так и с учетом региональных особенностей, коим является освоение культурного наследия народов Дагестана. Ведь решение проблемы профессиональной подготовки школьников сегодня будет способствовать активному включению выпускников школы в социально-экономическую жизнь республики путем их участия в практической деятельности.

Мы хотели бы еще раз вернуться к тому, какое значение в России имело открытие в Кубачинской средней школе обучения детей основам народного искусства. "Кубачинская средняя школа - одна из первых в РСФСР, где последовательно, целенаправленно и умело осуществляется профориентация школьников на овладение ими специальностями мастеров художественных промыслов", - указывалось в документах высших органов власти СССР. Сегодня горько осознавать тот факт, что слаженная система обучения детей, налаженные связи с художественным комбинатом, когда выпускники одновременно с аттестатом зрелости получали удостоверения по специальности "ювелир-гравер" с указанием разряда, остались в прошлом.

Исходя из этого, нам сегодня в первую очередь необходимо хотя бы вернуться на тот уровень, который был в 70-90-е гг. прошлого века в системе художественно-эстетического образования, а после этого совершенствовать работу с учетом современных научных, художественных и педагогических взглядов и положений.

М.М. Байрамбеков, зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана института педагогики, доктор пед. наук, засл. работник культуры РД, отличник просвещения РСФСР, журнал "Народы Дагестана", март 2008 года

Комментариев нет (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru