Односельчане.ru
Поделиться:

Рутульцы - один из коренных народов Кавказа. По генеалогии языка рутульцы представлены в группе восточно-кавказских (нахско-дагестанских) народов. В этой группе числятся 29 народов: дагестанских - 26, нахских - 3. В свою очередь, по степени генетического родства дагестанские народы делятся на три этнические группы: аваро-андо-цезы (14, сюда же относятся арчинцы, по языку включенные в лезгинскую группу), лако-даргины (2), лезгины (10: с минусом арчинцев). Нахские народы: чеченцы, ингуши, бацбийцы (последние проживают на территории Грузии, исповедуют христианство, по этносу проходят как грузины). В справочной литературе бацбийцы как этнос не числятся, указан лишь бацбийский язык.

Из дагестаноязычных народов в Республике Дагестан представлены 22 народа; 4 народа, относящиеся к лезгинам, территориально проживают в Азербайджанской Республике. Из этих народов будухы, крызы и хиналугцы по переписи 1959 г проходят как азербайджанцы (только крызы, по переписи 1959 г. - 258 чел., назвали свой этнос); удины - один из древних народов исторической Кавказской Албании - исповедуют христианство, проживают в сс. Нидж и Варташен Огузского района Азербайджанской Республики, а также в с. Октомбери Кварельского района Грузинской Республики (беженцы из Варташена, 1922 г.).

Рутульцы как этнос сформировался в Х-ХII вв. в связи с дифференциацией цахско-мухадского (йикийско-албанского) языка. Мухадцы историческое этническое название не сохранили. Этноним «Рутул», «рутульцы» позднего происхождения. Скорее его появление со значением «союз», «объединение» связано с образованием Рутульского ханства: в ХV-ХVI вв. небольшие аулы, нуждающиеся в покровительстве и защите, объединились вокруг большого и экономически сильного джамаата Мухад. Союз более 10 аулов, причем говорящих как на мухадском, так и кюринском языках, стал известен под названием «Рутул». Официально в союз «Рутул» входили аулы: Мухад (центр, также резиденция хана, беков), Кича, Гуфа (отселок Мухада), Кала, Амсар, Лучек, Кина(мухадоязычные), Хлют, ИчIа, Играх, Лакун (кюрино-лезгиноязычные).

Исторические сведения о рутульцах бедны. В «Истории Дагестана» профессора Р.М Магомедова сказано: «К лезгинской группе народностей принадлежат рутульцы, с древнейших времен обитавшие в верховьях реки Самур». В справочной литературе отмечено: «Рутульцы, народ в Даг. АССР. 12 тыс. чел. (1970). Язык рутульский».

По мнению известного этнографа и востоковеда Л.И. Лаврова, Рутул (Мухад - Г.Х.) существует давно. На одной из его улиц он обнаружил селище, возникшее до VIII в. Из рутульских селений в средние века выделяется Шиназ. Закария ал-Казвини, арабский географ и путешественник XIII в., пишет, что Шиназ - город, известный своим ремеслом по изготовлению оружия, Л.И. Лавров приводит надпись, свидетельствующую о наличии мечети в начале XI в. в с. Ихрек: «Эта мечеть, после того как разрушена год четыреста седьмой», т.е. в 1016-1017 гг. Далее Л.И.Лавров отмечает, что в рутульских селениях богато приставлены куфические надписи X-XI вв.

Однако ранняя история рутульцев до сих пор остается недостаточно исследованной. Тер мин «Рутул» как название села (самоназвание Мухад), давшее и название народности, в литературе известен с XV в., встречается как в эпиграфических надписях, так и в переписке официальных лиц, в частности цахурская надпись о нашествии турок с войском Рутула на Цахур в 1432 г., письмо Шамхалу, датированное 1598 г., в котором среди союзных ему войск упомянута также «рутульская рать». В работе Х.М.Хащаева «Общественный строй Дагестана в XIX в.» приведена родословная рутульских беков, родоначальником которых был Газибек, правивший Рутулом с 991 г. хиджры (1574). Название «Рутул» упоминается также в грамотах, дарованных персидским и турецкими правителями рутульским бекам. Между тем этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился в годы советской власти.

В прошлом рутульцы имели цельную территорию проживания в среднем течении долины реки Самур, его притоков Кара Самур (Лыхды Самур), Ахты-чай (Чарагъан), также на южных скатах Большого Кавказа в сторону Шеки (Нуха). Экономика рутульцев базировалась на общинной и частной собственности: летние и зимние пастбища, леса полностью находились в собственности общины (джамаата), пахота и сенокосы вокруг аула принадлежали семьям. Освоение новых угодий (пашни, сенокосы) семьями в порядке террасирования горных склонов, а также культивирование пойм блуждающих горных рек и их притоков, пойменные сенокосы, небольшие огороды имеют место в личном хозяйстве. В экономике ведущее место занимало овцеводство с использованием постоянных летних и зимних пастбищ Зимние пастбища в основном находились в бассейне реки Кура, а также на востоке от Агьези (зимовье Цахского вольного общества на левом берегу Алазани при его сливании с Курой). Зимовье Хырса было собственностью Борчинской общины. Многие местные названия в Шекинской зоне и бассейне реки Кура связаны с рутульским языком. Этнонимы «Шеки» и «Нуха» этимологизируются на базе цахского (Шеки - Шаке, что значит «от нас», т.е. «мы», «наши») и мухадского рутульского (Нуха - Нухъа - Нухъай; ср. в борчинско-хиновском диалекте йи-хъуIнобы, йу-хънар - «мы»). Одно ясно, что до Х-ХII вв. цахский и мухадский языки представляли собой диалекты йихъийско-албанского языка, который господствовал в бассейнах Самура, Куры и Алазани. Нельзя не принять во внимание и то, что среди лезгиноязычных народов собственно лезгины в официальных источниках и научных работах ХVIII-ХIX и первой четверти XX вв. известны как кюринцы. Более того, в крызском, будухском и цахурском языках гидронимы Кур, Кура означают «глубокая река». Кура - основная река в Закавказье. Ее длина 1364 км, площадь бассейна 188 тыс. км2. Начало берет в Турции у священной горы Арарат и в горах Большого Кавказа.

Итак, обитание и экономическая основа рутульцев связана с бассейнами Самура, площадь которой составляет 7330 км2, и Куры. Ф.Ф.Симонович в работе «Описание Южного Дагестана» сообщает, что в конце XVIII в. рутульцы делились на 3 округа по 12 деревень в каждом из них.

Сведения о рутульцах авторов периода Кавказской войны относительно полны. В работах XX в. как по лингвистике, так и этнографии число рутульских аулов указано в количестве 20-22. Такой незначительный разнобой связан с отнесением небольших отселков типа Ховартма к числу аулов. В XX в. наблюдалось определенное передвижение рутульцев: внутрирайонное переселение небольших аулов (хуторов) и слияние их с соседними аулами в структуре одного хозяйства, отпочкование крупных аулов и образование новых аулов, типа Аран в собственных землях самого аула, так и за пределами района; в частности из старого Борча часть семей переселилась в Шекинский район АР и образовала селения Шорсу Дашюз, а значительное число семей влилось в тюркоязычные селения. Переселение рутульцев происходило и в Республике Дагестан. Селение Вуруш в 80-х годах переселилось в Магарамкентский район и слилось с одним из местных хозяйств; из с. Ихрек более 40 хозяйств также в 80-х годах переселилось в с. Араблинск Дербентского района. Частичное переселение из Рутульского района (особенно молодых семей) имеет постоянный характер; пожалуй, с каждым годом этот процесс все больше и больше усиливается.

За последние 50-60 лет территория обитания рутульцев заметно изменилась: перестали существовать селения Борч в верховьях Ахты-чая, Вуруш - в долине Кара, Самура, Пилек на горном кряже Самура (выше Амсара), Уна на Шиназской долине. Естественно, рутульцы образовали новые места проживания.

В настоящее время на исторической территории проживания рутульцев имеются следующие селения: 1) в Рутульском районе: Киче, Мухад (официально Рутул), Хунюх (в 70-е годы также переселились в Дербентский район, в последующие годы более 15 семей обратно вернулись в свое родное село и там сложилось экономически крепкое хозяйство), Гуфа, Кала, Шиназ, Амсар, Лучек, Джилихур (отпочковалось от Мюхрека в начале XX в., более 100 семей), Цюдикде (отпочковалось от Мюхрека в 50-е г. XX в.), Мюхрек, Аран (отпочковалось от Ихрека в 80-е годы XX в., около 100 семей), Кина (всего 14 сел.); 2) в Ахтынском районе: Хин (официально Хнов); 3) в Шекинском районе: Шин (древнее поселение, рядом находятся памятники, связанные с Кавказской Албанией), Гай нар (по сведениям часть села переселилась на плоскость и слилась с другим хозяйством), Шорсу (отселок от Борча), Даш-юз (отселок от Борча); 4) в Кахском районе: Хырса (отселок от Борча, аул сложился в 30-40 гг. XX в., ныне - более 80 семей).

Рутульцы компактно живут в Бабаюртовском районе: ныне здесь образовалось большое село Борч (более 150 хозяйств), в Дербентском и Магарамкентском районах, в городах Махачкала, Каспийск, Кизляр, Дербент (Республика Дагестан), Баку, Сумгаит, Гянджа, Шеки (более 10 тыс.), Кахи и др. Всего рутульских селений: в Республике Дагестан - 16, в Азербайджанской Республике - 5.
Определенный интерес представляет динамика численности рутульцев со второй половины XIX в. по настоящее время: 1868 г. -10007 чел., 1888 г. -12000 чел., 1890 г. -13065 чел., 1924 г. -10356 чел. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации рутульцев указано 30000 чел., из них в Республике Дагестан - 24300 чел. Число рутульцев в Азербайджанской Республике установить практически невозможно. По моим данным, в АР рутульцев более 20000 чел. Только из селения Борч отпочковалось 5 поселений и обосновалось в Шекинском и Кахском районах АР. Для справки: в 1886 г. в с. Борч, расположенном на самом верху Ахты-чая (по говору с. Борч - река Чарагъа1н) на высоте более 2800 м над уровнем моря, было домов - 371, муж. -1195, жен. -1095, всего 2290 чел. Абсолютное большинство жителей с. Борч обосновалось в Азербайджане.

Естественно, эти данные не дают реальной картины численности рутульцев. Причины такого положения самые разные: отсутствие этнического сознания и единого этнонима, общность этнонима «лезгин» для дагестаноязычных народов Южного Дагестана, частичная ассимиляция с другими народами (в частности, с тюрками Азербайджана и частично с лезгинами - кюринцами, активный процесс тюркизации происходил в Шекинском регионе). В литературе приводится и такая причина: «...рутульцы, жившие за пределами своего региона, в переписях часто называли ту народность, среди представителей которой они жили». Ныне в верховьях Ахты-чая больше нет селения Борч, оно стало достоянием истории, а в будущем - археологии.

Отсутствие в прошлом письменности у рутульцев (впервые у них официально появилась письменность в 1990 г.) серьезно сказывалось на судьбе этноса и самого языка. Термин «рутульцы» как общеэтническое понятие и сегодня не получил своего статуса. Часть рутулоязычного населения и ныне себя называет лезгинами, жители сс. Хин (Ахтынский район РД), Шин (Шекинский район АР), Хырса (Кахский район АР).

В 30-е и последующие годы XX в. шел интенсивный процесс падения престижа как рутульского языка, так и этноса. После Великой Отечественной войны, в которой рутульцы приняли активное участие (Алиев Гасрат, уроженец селения Хнов, стал Героем Советского Союза), в 50-е годы постепенно формируется своя этническая интеллигенция: учителя, врачи, агрономы, юристы, экономисты, госработники, первые кандидаты наук. В активную трудовую жизнь включаются женщины, заметную роль здесь играли женотделы в районных комитетах партии.
До 60-х годов рутульцы в подавляющем большинстве оставались сельчанами. Сохраняли традиционные формы хозяйствования - животноводство, земледелие. Доминирующим оставалось овцеводство.
Во второй половине XX в. молодежь, более активная часть, стала уходить в промышленные центры Союза - Баку, Кировабад (Гянджа), Махачкалу, Днепропетровск, Ростов-на-Дону, Владивосток и др. И тем не менее, процент рутульцев-горожан оставался незначительным.

В этом плане весьма показательны данные переписи населения: данные переписи 1939 г. не обнародованы; 1959-6732 чел., 1969-12000 чел.; 1979-15000 чел., 1989 - 20700 чел. (из них в Дагестане 15000 чел).

Распад Советского Союза (1991) и смена социально-политической системы страны внесли кардинальные изменения в современный образ жизни рутульцев: молодежь предпочитает городскую жизнь сельской, профессия чабана утратила свою привлекательность, многодетная семья (7 и более душ детей), характерная для народов Дагестана, уступила место усредненной семье (2-4 душ детей), куначество в традиционной форме, которое переходило из поколения в поколения, практически отсутствует, меняются традиции в быту, в семейных отношениях, где роль женщины (жены, матери) заметно возросла. Укрепилась духовная база, связанная с исламом, в каждом ауле функционирует мечеть. В быту все же господствует светский образ жизни, школа (образование) остается светской.
Сельская культура, в целом типичная для основной массы рутульцев, обладает заметной устойчивостью, меньше подвержена внешним воздействиям.

В настоящее время рутульцы - один из конституционных народов РД, имеет своих представителей в высших законодательных и исполнительных органах. Активны в жизни. Рутульский район, места проживания рутульцев имеют природные ресурсы, необходимые для развития экономики, особенно для животноводства и земледелия. Характерной особенностью этой зоны является наличие прекрасных пастбищ, сочетание гор и речных долин, позволяющих вести орошаемое земледелие. Южные склоны гор традиционно используют в качестве зимовий для овец. Такая форма в овцеводстве обходится без особых затрат и оказывается прибыльной.

Рутульцы по языку и быту (менталитету) особенно близки к цахурцам. Этническая языковая близость весьма ярко представлена не только в структуре и системе языков, но и в общности этнонимов йихъбы «цахуры», агь-ахъбы «рутульцы», сохранившихся и бытующих у цахурцев. Общность происхождения этих терминов очевидна: морфологический анализ позволяет выделить в их структуре элементы йи-, агьа- в начале, -хъ- в середине, -бы, -ар, в конце.

В рутульском йи «мы», гьа «тот» (в борч. диалекте йи означает «я») связаны с местоимениями. Стало быть, этнонимы йихъбы - «мы» (без вас), а-гьахъби (11 -ар) - «они», «те» (без нас). В этом плане интерес представляет личное местоимение йухънар/йухъунбы «мы» (эксклюзив), функционирующее в борчинском диалекте рутульского языка. Видимо, этнонимы йихъбы (цахурцы), агьахъбы (рутульцы), соотвественно йихъий «цахурец», эгьехъ-ий «рутулец» относятся к периоду цахурско-рутульской языковой общности.

Близкое родство с цахурским и рутульским языками обнаруживают крызский и будухский языки, носители которых проживают в Кубинском, Хачмазском и Гусарском районах АР. В литературе они известны и как шахдахские языки. Сохранившийся общий этнический термин для носителей некоторых языков лезгинской группы, в частности йикийско-албанский, а также близкое родство рутульского, цахурского, крызского и будухского языков дают основание полагать, что некогда эти языки имели общую территорию в Азербайджане на Кура-Алазанской долине и юго-западном Дагестане, т.е. на значительной территории Кавказской Албании.

Сведения о рутульском языке известны уже с XIX в. Первое монографическое исследование его принадлежит А. Дирру. Интенсивное изучение ведется со второй половины XX в. (Г.Х.Ибрагимов, С.Махмудова, А.Кибрик, М.Алексеев и др). Рутульский язык образует пять диалектов: мухадский (опорный диалект формирующегося рутульского литературного языка), шиназский, мюхрекский, ихрекский и борчинско-хиновский. Первые 3 диалекта (мухадский, шиназский, мюхрекский) образуют восточное наречие, последние 2 диалекта (ихрекский и борчинско-хиновский) - юго-западное наречие. По системно-структурным особенностям восточное наречие тяготеет к будухскому и крызскому языкам, юго-западное наречие - к цахурскому.

С 1991 г. рутульский язык изучают в общеобразовательной школе, подготовку специалистов проводят в ДГУ и ДГПУ на факультетах дагестанской филологии. На рутульском языке ведутся радио (ежедневно) и телепередачи (в неделю один раз), выходит республиканская общественно-политическая газета «Рутульские новости». Рутульский язык согласно Конституции РД является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Подавляющее большинство рутульцев полиязычны: старшее поколение владеет родным, азербайджанским, лезгинским и частично русским языками; для молодежи основными языками являются рутульский и русский, велик интерес и к иностранным языкам - английскому, арабскому и др.

Будущее своего этноса рутульцы видят в его просвещенности. В образование, науку активно идут ныне и женщины, появились доктора наук (Махмудова Светлана Мусаевна - доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка в ДГУ).

Рутульцы в РФ и РД имеют все возможности для сохранения и развития этноса, языка и традиционных ценностей.

Г.Х.Ибрагимов, доктор филолог. наук, профессор, журнал "Народы Дагестана", № 1, 2006 г.

Комментариев нет (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
   
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru