Односельчане.ru


О происхождении названия селения Карабудахкент

Поделиться:

Древнейшие поселения на территории нынешнего Карабудахкента, несомненно, носили другие названия. Нынешнее свое название село получило, скорее всего, начиная с XV-XVI вв.

Горе тому народу, который смотрит на свое прошлое затылком.
Восточная мудрость

 

Первое упоминание названия села «Карабудатцкая рать» в источниках русского происхождения относится к 1597 году (письмо шамхала русскому царю Федору Ивановичу).

Упоминания названия села встречаются в последующих источниках в самых разных модификациях: Карабудаг, Карапдаки, Карабдуг, Карабудугент, Караблагент, Карабдаки, Карабудагкент, Карабудахгент, Карабудак, Карабудакхан, Карабудангент...

Наши соседи-губденцы называют село Карабудахъла-ши, что означает «селение Карабудаха». Аварцы называли наше село Гъарабудахкент.

У лакцев встречается название нашего села — Такал, т.е. «Тронный», что лишний раз свидетельствует о том, что Карабудахкент в прошлом был центром крупного феодального владения, где находился трон (тах) местного владетеля.

Джамалутдин-Хаджи Карабудахкентский писал, что село получило свое название по имени Карабудаг-Атая, который заложил первый камень для построения этого селения.

Известный историк Г. С. Федоров-Гусейнов выдвинул две версии происхождения этого названия.

Жители села в течение столетий выращивали особый сорт пшеницы «Карабудай», и, скорее всего, считает ученый, это и послужило основанием для названия села. Правильное название села, считает он, — Карабудайгент.

Эту же версию еще ранее выдвигал местный краевед, внук Джамалутдина-Хаджи Мусапиритдин Казиев.

Не исключает Федоров-Гусейнов и версию, по которой название села могло произойти от названия многочисленных родников вокруг села, именуемых «карабулакълар» — черные родники.

Оппоненты ученого не согласны с этими версиями.

«Такой сорт пшеницы, как «Карабудай», вообще никогда не существовал, а была рожь, из которой выпекали «черный» хлеб и которую действительно карабудахкентцы называли «карабудай», но рожь никогда не была главной хлебной культурой у сельчан и поэтому не могла послужить названию села», — утверждают они.

Не согласны они и с версией, связанной с карабулаками, т. к. в этом случае, говорят они, было бы логичней называть село Бекенезгентом по названию главного родника села. Не принимать во внимание эти доводы, думаю, нельзя.

Оппоненты Г. С. Федорова-Гусейнова приводят в доказательство верности версии Джамалутдина-Хаджи соглашение, подписанное в 1849 г. князем Мамайхан-беком и 30-ю авторитетными жителями села. В соглашении говорится о том, что предки Карабудаг-Атая являлись первооснователями этого селения, и поэтому его потомки имеют особые права на земли и воды вокруг села. Но тут возникают следующие вопросы:

Во-первых, как очевидно вытекает из соглашения, село было основано не самим Карабудаг-Атаем, а его предками, и оно не могло не иметь названия, раз уже существовало.

Во-вторых, как сказано в работе Джамалутдина-Хаджи, Карабудаг-Атай не имел детей, и поэтому князья Карабудахкента не могли быть его потомками. К тому же, как утверждает Джамалутдин-Хаджи, карабудахкентские князья не были коренными жителями села, а были пришельцами.

Я считаю, что наше село получило свое название, как об этом пишет Джамалутдин-Хаджи, по имени Карабудага, основателя нового поселения на Ёгъар-ауле.

Несомненно, то, что на территории нашего села задолго до Карабудага были другие поселения. Археологические изыскания, проведенные в селе и вокруг него в конце 40-х-начала 50-х годов ХХ века свидетельствуют о появлении здесь первых поселений, начиная с древнейших времен. Память народа сохраняла названия некоторых из них: Генторун, Уллуяргент, Уллуарилент и др.

В результате нашествия врага эти поселения разрушались, оставшиеся в живых жители вновь восстанавливали разрушенные села или же строили новые поселения на другом месте.

В 1395 году вторгшийся в Дагестан Тимур, подверг страшному разгрому оказавшие ему сопротивление кумыкские поселения, в том числе и поселения, расположенные на землях Карабудахкента. Оставшихся в живых жителей этих поселений собрал и основал новое поселение на Ёгъар-ауле бий Карабудаг, чье имя и стало носить это поселение.

Вопрос о происхождении названия села еще нуждается в дальнейшем изучении. Одно неоспоримо: Карабудаг был очень авторитетным князем (бием) села, за что народ ласково стал называть его Атаем (отцом) — самым уважительным обращением у кумыков к старшему по возрасту. И сегодня, поминая в молитвах своих предков, карабудахкентцы первым называют имя Карабудаг-Атая.

Поделиться:
 
Комментариев нет (если вы хотите оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь)
© 2009-2015 г. Односельчане.ru
Все права защищены
 
Рейтинг@Mail.ru